Обычно шахматы как аргумент используют апологеты киберспорта: если интеллектуальная игра претендует на звание спорта, то почему не могут видеоигры? Но кто бы мог подумать, что настольная игра, появившаяся более 1500 лет назад, будет всерьез претендовать на звание киберспортивной дисциплины в 2020-м? Рассказываем о феномене онлайн-шахмат в период пандемии и объясняем, почему игра по сути стирает грани между киберспортом и спортом традиционным.
Феномен онлайн-шахмат в 2020 году
Из-за пандемии COVID-19 многие публичные мероприятия 2020 года были отменены, перенесены или были организованы в онлайне — в том числе это коснулось и шахмат. И от этого они только выиграли.
С начала весны 2020 года популярность шахмат на стриминговых сервисах (и в первую очередь на Twitch) стала расти, а особенно востребована игра была в начале лета и в конце 2020 года. Шахматы сильно заинтересовали многих крупных стримеров, включая xQc, Forsen, Ludwig и других контент-мейкеров. Сначала они просто играли между собой, а затем даже начали участвовать в комьюнити-турнирах, а зрители активно за этим следили.
На популярность шахмат в том числе повлиял и выход сериала «Ход королевы». Он находился в разработке 30 лет и вышел как нельзя вовремя: на фоне релиза началась вторая волна роста популярности шахмат на Twitch.
Популяризации шахмат во многом поспособствовал и популярнейший сайт chess.com, где в период пандемии стали проходить крупные турниры. Как отмечали представители портала, в марте 2020 на площадку приходили 50-60 тысяч новых пользователей ежедневно, а после выхода “Хода королевы” — по 125 тысяч пользователей в день.
С другой стороны, некоторые турниры на chess.com были отменены. И эту нишу во время пандемии заняли их конкуренты — Chess24 и Magnus Chess. Они провели множество лиг и суммарно разыграли сотни тысяч долларов среди участников.
Но перейдем к главному вопросу: можно ли считать шахматы киберспортом? Как мы считаем, во время пандемии — да. И вот почему.
Киберспортивные организации подписывают шахматистов
Киберспортивные организации никогда не сидят сложа руки, если на горизонте появляется игра с киберспортивным потенциалом. Достаточно вспомнить VALORANT: североамериканские клубы стали подписывать составы по новому шутеру Riot Games почти сразу после старта закрытого бета-теста. На тот момент у игры вообще не было никакой киберспортивной экосистемы, однако организациям это мешает: главное успеть запрыгнуть на “поезд хайпа”, а далее ничто не мешает с него спрыгнуть. С шахматами произошло то же самое.
Первый скачок популярности шахмат на Twitch был в начале весны, однако весь потенциал шахмат в онлайне организации осознали только к концу лета. 20 августа 2020 года организация Counter Logic Gaming подписала канадскую шахматистку Циюй Чжоу, имеющую звание гроссмейстера среди женщин. Это был первый случай, когда шахматист стал контент-мейкером киберспортивного клуба.
Впрочем, анонс CLG оказался далеко не самым громким. Через неделю после анонса Team SoloMid представила в качестве своего стримера самого популярного шахматиста Twitch — Хикару Накамуру. Вот как он прокомментировал сделку:
"Контракт с TSM, которая является одной из самых больших организаций в Северной Америке, показывает стремительный рост шахмат и возрождение их популярности. Я считаю, что текущий шахматный бум не прекратится, а в будущем возможностей для продвижения игры будет только больше"
Хикару Накамура
Именно после подписания Накамуры в комьюнити заговорили о том, что шахматы — это киберспорт (кстати, сам гроссмейстер с этим полностью согласен), а другие киберспортивные клубы бросились подписывать шахматистов.
Что интересно, после анонса TSM x Накамура, сразу два киберспортивных клуба — Cloud9 и Fnatic — обратились к популярнейшему гроссмейстеру Магнусу Карлсену. Впрочем, ни к кому он так и не присоединился. В итоге до конца 2020 года Cloud9 подписала Эндрю Тана, Team Envy — сестер Ботез, а FURIA — Григора-Севака Мхитаряна. Большинство из них стримит на Twitch.
Турниры по шахматам в онлайне схожи с обычным киберспортом
Никто не сомневается, что условный Hearthstone при всех своих минусах — это киберспорт. В шахматах же как минимум меньше случайных вероятностей, поэтому они даже лучше вписываются в определение “киберспорт”.
Шахматы, как и большинство киберспортивных дисциплин, вполне соответствуют главному закону видеоигр, который сформулировал основатель Atari Нолан Бушнелл: “Легко научиться, сложно овладеть в совершенстве”. Кроме того, шахматы по своей природе — это именно соревнование, а это, пожалуй, и есть главный критерий. Кроме того, у шахмат есть:
Своя лояльная аудитория.
Трансляции турниров проходят на стриминговых сервисах (Twitch, YouTube, Facebook).
Матчи проходят в онлайне; шахматисты стримят с веб-камерами.
Иными словами, с точки зрения продакшена и зрительского интереса у шахмат и киберспорта слишком много общего. Да, аудитория профессиональных шахмат едва ли пересекается с условной Call of Duty, но это нормально: фанаты “Доты” не обязаны любить условную Gears of War.
Призовые тоже сопоставимы с киберспортом
Что интересно, портал Esports Earnings, ведущий статистику заработков киберспортсменов на призовых, по итогам 2020 года поставил на первое место… чемпиона мира Магнуса Карлсена! За год шахматист заработал на призовых более $510,000.
Можно ли считать шахматы киберспортом?, изображение №4
В топ-20 вошли еще два шахматиста: Хикару Накамура занял 12-ю строчку с $324,644, а Уэсли Со остановился на 19-м месте с $246,180. При этом все топовые игроки в CS:GO, League of Legends и Dota 2 оказались ниже.
Главной серией турниров 2020 года по шахматам стал Magnus Carlsen Tour с призовым фондом в миллион долларов. За матчами следили десятки тысяч зрителей, а призовые фонды стали рекордными за всю историю онлайн-шахмат. Чем не киберспорт?
Категоризация шахмат в качестве киберспорта или нет — по большей части обычная формальность, о чем заявляют и сами киберспортивные клубы, подписывающие шахматистов. Вероятно, после снятия ограничений шахматы вернутся в офлайн, а интерес к ним на стриминговых сервисах рискует упасть. Однако пока никто не может сказать, когда это произойдет, а значит нет ничего предосудительного в том, чтобы приравнивать онлайн-шахматы к киберспорту.
escharts.com