Тактика и психологическая подготовка в футболе.

Мальчик или юноша, любящий футбол, мечтает стать мастером кожаного мяча, играть в командах высшей (или первой) лиги, в сборных страны. Мечтать надо. Но во сто крат нужнее уметь бороться за осуществление мечты, преодолевая самые большие трудности на пути к ее достижению.

Футболист может многого добиться, если он в спортивной форме и хорошо подготовлен психологически.

Футбол — соревнование не двух спортсменов, а двух коллективов, команд. Высокая спортивная форма всех игроков может стать важным помощником команды на пути ее к успеху. При этом ведущим элементом считается психологическая готовность игрока к -соревнованию.

Итоги выступления команды в крупномасштабных соревнованиях (в чемпионате мира, Европы, страны), при прочих равных условиях с соперниками, в значительной мере зависят от качества психологической подготовки игроков.


В психологической подготовке очень важен характер задач, поставленных перед командой. Нельзя допустить, чтобы это были непосильные задачи, нельзя и довольствоваться малым. Задачи эти должны быть посильными и отвечать возможностям команды на сегодня с перспективой на завтра.

Особые (и немалые) трудности в психологической подготовке возникают у тренеров детских и юношеских команд: ведь психика детей (да и юношей) еще недостаточно устойчива, порою очень ранима.

Главные средства воздействия тренера на психику футболиста — слово, голос, интонация. Слово тренера может поднять игрока на спортивный подвиг, а может и свести все усилия на нет. Слово тренера должно быть справедливым, убедительным, доходчивым и верным. В нем — не место упрекам, бестактности, грубости. Голос тренера должен меняться в зависимости от обстоятельств и от того, с кем наставник ведет разговор. Но в принципе он должен сохранять среднюю тональность и не переходить ни на высокие ноты, ни (тем более) на грубый окрик или крик. Надо знать, когда повысить, а когда снизить тон.
В работе с детьми не всякий раз срабатывают «взрослые» подходы и методы. Поскольку юный организм всегда возбудить проще и быстрее, в мобилизации ребят благотворна роль интонации в голосе тренера (особенно с оттенком доброжелательности).

Желание играть у ребят огромно. Перед началом матча они оживлены и эмоционально возбуждены — так и рвутся поскорее выйти на поле! Тем не менее одним удается сохранять уверенность и внешнее спокойствие, другие излишне волнуются, нервничают, переживают. Некоторое предстартовое волнение вполне обоснованно и оправданно, поскольку равнодушных к игре среди них нет и не должно быть. Но излишнее волнение может помешать самым горячим правильно действовать на поле тактически.

Состояние повышенного возбуждения у футболистов может вызвать и сам тренер, если, давая установку на игру (в день матча), будет излишне требовательно говорить о задаче команды «выиграть во что бы то ни стало». Еще хуже, если это настоятельное требование высказать «досрочно» и в такой форме, которая не допускает даже попытки оспорить или просто возразить: «Выиграть, выиграть, и только выиграть!» В результате такой «перенакачки» в сознании игроков возникнет изолированный очаг возбуждения, который может вначале затормозить, а затем и подавить все остальные начала. Для ребят и так ясно: соревноваться они выходят для того, чтобы побеждать. И чересчур часто напоминать им об этом нет нужды.

Давая установку на игру, тренер должен следить за тем, как воспитанники воспринимают ее. И здесь много вариантов: одни принимают указания тренера к сведению как должное, другие — с сомнениями и опасениями, перерастающими в излишнее волнение. А это ли не сигнал тренеру о том, чтобы с такими ребятами поговорить в доброжелательном тоне отдельно: успокоить, снять с них излишнее возбуждение. Перевозбуждение может быть и общим, если тренер представит соперника слишком грозным. Характеризуя соперника действительно сильного, надо детальнее всего остановиться на его слабостях и меньше говорить о достоинствах. И наоборот, слабого представить более сильным, чем он на самом деле, чтобы не вызвать у футболистов излишнего возбуждения, боязни или во втором случае полного успокоения и самоуверенности, снижающих предыгровой тонус и ослабляющих старательность подготовки к матчу. Как излишняя осторожность, так и чрезмерная уверенность в успехе нежелательны: пагубно отражаясь на тактике игры, они придают действиям игроков торопливость или инертность. Подвести всех ребят к оптимальному предстартовому состоянию, к общему знаменателю помогает разминка перед игрой. Чрезмерно возбудимые юные футболисты должны выполнять гимнастические упражнения в замедленном темпе, апатичные — в более быстром.
Обычно разминка состоит из двух частей — гимнастических и беговых упражнений. Нагрузку для ребят можно регулировать скоростью выполнения этих упражнений и упражнений с мячом (передач, ударов по воротам, а также игр с мячом 5x5 в «квадрате»). Такая программа разминки позволяет тренеру уравновесить в питомцах состояние готовности к началу матча.

В процессе игры тренеру не следует выдавать игрокам свое психологическое состояние (оно может выразиться в заметных для футболистов возбужденных движениях; в чрезмерно активном руководстве игрой): волнение наставника тут же передается ученикам. Неверно действуют тренеры, стремясь подсказать футболисту верный ход в момент, когда тот уже сам выбрал средство решения конкретной сиюминутной тактической задачи: сигнал тренера вызывает у игрока растерянность, ставит перед необходимостью быстро выбирать уже из двух возможных решений одно. Игрок теряет время, теряется и во многих случаях ошибается. Учить надо не в процессе игры, а на тренировках. Лишать игрока инициативы — значит воспитывать из него «автомата». Наоборот, в детском и юношеском возрасте всячески поощрять инициативу футболистов, если ее проявление идет на пользу команде. Инициатива — сестра творчества, а творчество игрока в процессе матча, направленное на оригинальное решение обусловленных матчем тактических задач, — признак способностей, даже таланта футболиста, поистине бесценный дар.

Опытные игроки настраивают себя на соперничество каждый по-своему: кто — самоубеждением, успокоением; кто — разминкой.

Есть у футболистов и разные приметы, которые могут и лучшему настрою на игру способствовать и мешать этому. С этим злом тренеру надо решительно бороться, всячески разбивать веру в любую примету.

Частные приметы мешают мобилизации футболиста на игру, а общие становятся весьма серьезной преградой и в мобилизации всей команды.

Что надо, чтобы психологическая подготовка футболиста постоянно была на высоте?

Хорошее здоровье и самочувствие. Игрок всегда должен быть здоров, не допускать каких-либо заболеваний или травм по собственной вине.

Бодрое настроение, желание играть (и не просто, а хорошо, доставляя радость себе и удовольствие любителям футбола).

Строго соблюдать спортивный режим — никаких отклонений, ни единого отступления от установленного распорядка.

Хорошо знать соперников. Продумывать и мысленно проигрывать личный план действий в предстоящем матче.

Личным примером увлекать за собой партнеров.

Об игре думать в дни до нее. А в день игры — отвлекаться от футбола (чтобы сохранить свежесть психики): читать книги, журналы, газеты, играть в шахматы и шашки, совершать прогулки и беседовать с товарищами на отвлеченные темы.

Не преувеличивать силы соперника. Это может привести к потере чувства уверенности, к возникновению мысли о поражении и его последствиях, в конце концов — к снижению эмоционального настроя.

Не конечный результат соревнования должен занимать игрока, а сама игра, поиски методов и средств достижения победы, целесообразных действий, взаимопонимания с партнерами.

Всякая демобилизованность, вызванная чувством самоуверенности и недооценкой силы соперника, ведет к снижению игрового тонуса и боеспособности футболиста.

Нужны мотивы для всесторонней мобилизации. Без них трудно настроить себя на боевую игру с полной выкладкой сил. А слабый настрой одного становится сильным вирусом, поражающим партнеров.

Скажу о некоторых моментах психологического настроя в процессе матча.
Еще до начала игры можно эффективно для команды воздействовать на соперников. Так, дружное и громкое (на едином вздохе) приветствие соперников демонстрирует единство команды, ее дружный, высокий настрой на игру. Надо дружно приветствовать

и зрителей (до некоторой степени это еще до игры помогает завоевать их симпатии), после чего разбежаться по полю и сделать несколько демонстративных (в меру, конечно) ускорений, еще разок показывая соперникам уверенность и готовность к борьбе на любом уровне.

Начать игру надо в темпе и постараться быстро захватить инициативу. Хорошо, если с первой попытки удастся заранее подготовленная эффективная стандартная комбинация, она вызовет в стане соперника настороженность. Уже с начала игры желательно продемонстрировать смелость, решительность и бескомпромиссность в единоборствах. Дружное начало наверняка задаст высокий эмоциональный фон всей игре. А если на первых же минутах соперничества удастся и материальный перевес получить (забить гол), то можно не только вызвать в рядах соперников некоторую растерянность, а и сломать их игру, нарушить тактические планы.

Монолитность команды во многом зависит от взаимоотношений игроков в процессе игры. Никто не должен сразу же реагировать на ошибки партнера негативно. Надо продолжать играть так, будто ничего не случилось. А как благотворно действует на игрока поддержка товарищей! В игре не должно быть упреков в адрес партнера, тем более грубого выражения недовольства: ведь каждое — даже малейшее проявление несдержанности не только выводит из равновесия допустившего ошибку, но и портит настроение всем остальным. Даже ошибка, стоившая гола, не должна расстраивать партнеров, вызывать грубой и недостойной футболистов реакции. Испортить настроение партнеру — значит испортить его игру.

Коллективного осуждения требуют недостойные спортсменов грубость (особенно умышленная), симуляция, провокации (с целью извлечения выгод для команды), недисциплинированность, грубое нарушение спортивной этики. Каждый из таких поступков и проступков снижает и тактический (не говоря уже о морально-волевом) потенциал команды.

А как важно проявлять в игре высокую активность! Она «выбивает» соперника «из седла», подчиняет его, делает его слабее. Подавленный, он хуже выполняет свои тактические функции, ослабляя в команде какое-то звено.

Персональная опека выводит соперника из психического равновесия. Опекаемый теряется и нервничает. Нарушаются тактические связи в его звене. Фактически это означает, что в команде становится как бы на игрока меньше.

А как важны первые и последние минуты в матче! Соперник, плохо размявшийся перед матчем, не готов сразу предложить высокий темп. Тем самым он уступает инициативу, оказывается в роли обороняющегося. Перехватить инициативу всегда труднее, чем овладеть ею. У усталого игрока — усталая психика; нарушаются реакция, восприятие, внимание и т. д. Игрок, сохранивший физическую и психическую свежесть, всегда будет иметь преимущество в конце матча.

Игру команды нетрудно «сломать», а в результате — потерпеть поражение, если проходить мимо многих так называемых мелочей, которые нередко либо мобилизуют (если их предусмотреть и тщательно учесть), либо демобилизуют команду в психологическом плане.

Гол иногда вызывает радость не только у того, кто его забил, но и у остальных игроков. В последнее время стало дурной модой после забитого мяча очень уж горячо обниматься и целоваться, бурно выражать свою радость вызывающе громкими смехом, шутками, поздравлениями. А над кем смеются победители? Над своими же товарищами! У волевой команды с хорошей психологической подготовкой такая реакция соперника на неудачу вызовет лишь прилив спортивной злости. Она удвоит, утроит усилия ради того, чтобы выйти из смешного положения. И кто знает, как закончится матч.

В детских командах преждевременная радость при временном успехе завершается слезами проигравших по окончании матча. Такие стрессовые эмоциональные нагрузки вряд ли нужны юным футболистам.

Отрицательно сказывается на качестве психологической подготовки пассивная оборона (числом, но не умением) после временного успеха: у обороняющихся падают волевые качества, а в самый нужный момент их у игроков не оказывается.

В команде неволевой после пропущенного мяча игроки, попросту говоря, сникают. Волевая же команда, потерпев в ходе игры неудачу, сразу ринется в атаку, понимая, что только так добьется перелома в свою пользу.

Грубость и недисциплинированное поведение на поле, апелляции к судьям и опротестовывание их решений, отсутствие смелости в проявлении мужества — все это тоже есть не что иное, как недостатки в психологической подготовке игроков, непосредственно влияющие на текущую тактику игры.

Личный пример тренера во многом определяет высокий уровень психологической подготовки футболистов. Качество психологической подготовки команды непосредственно связано с высокой нравственностью тренера. Кто как не тренер должен служить для игроков примером в отношении к делу и к окружающим, в дисциплине. Тренер по призванию — всегда человек высокой культуры, правдивый, скромный. В этом — истоки его авторитета у игроков. Тренер никогда не должен считать себя знающим все. Наверняка и у его помощников и у воспитанников есть идеи, заслуживающие внимания. И не будет зазорным, если он воспримет ценные советы сведущих людей на пользу дела. Тренер — не только специалист, но и человек, старший товарищ, гуманный и справедливый, не чурающийся самокритики. Тренер, требующий от своих воспитанников строгого соблюдения спортивного режима, дисциплины и норм нравственного поведения в коллективе, обязан в первую очередь предъявлять такие же требования к самому себе.