You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Статья

Основы тренировки - Бадминтон

Увидев играющих в бадминтон на воздухе, многие говорят: «Это слишком простая игра, она для детей и пожилых». Просмотрев же игру спортсменов-разрядников на площадке, они резко изменяют свое мнение, хотя продолжают уверять себя, что они смогли бы так же легко, быстро и точно отбивать волан.

Однако стоит любому выйти в первый раз с ракеткой на площадку и попробовать играть хотя бы с немного умеющим, как сразу станет очевидной для всех, и в первую очередь для него самого, его полная беспомощность.

Кажущаяся легкость, с которой играет спортсмен, достигается упорной тренировкой.

Спортсмен, поставивший перед собой цель стать мастером игры, должен систематически тренироваться.

Овладение мастерством в спорте не происходит вдруг, каким-то скачком. Поэтому спортивная тренировка строится на постепенном усвоении технических элементов и упражнений, начиная от самых простых и доходя до сложнейших виртуозных комбинаций, от небольшой физической нагрузки до максимальной затраты энергии, например при участии в многодневных соревнованиях.

Вначале на тренировках все удары начиная от простых изучаются в отдельности. Осваивая новый удар, необходимо увидеть его правильное выполнение в целом и не один раз. Только после этого можно четко себе представить как весь удар, так и составляющие его элементы движений и положений частей тела.

Наглядным пособием может служить также кинограммы, сопровождаемые подробным и понятным описанием.

Не имея правильного наглядного представления о современной технике бадминтона, нередко начинающие заучивают технические приемы в сопровождении ложных движений, с неправильным положением плеча, локтя, кисти и т. д. При многократном повторении эти навыки закрепляются, и избавиться от них бывает очень трудно. Поэтому, разучивая тот или иной прием, пользуйтесь сравнительным методом. Для этого можно выполнять упражнение (удар) перед зеркалом в медленном и быстром темпе, а затем сравнить его с кинокадром или с рисунком. Если нет тренера, то с помощью товарища надо обнаружить и исправить недостатки в выполнении приема. И только многократным повторением с необходимыми поправками иногда в течение нескольких часов, а то и занятий можно в совершенстве овладеть нужным движением.

Уверенное и точное выполнение всех технических приемов позволит в игре осуществлять эффективные тактические комбинации.

Высоких спортивных результатов на любых соревнованиях достигают те спортсмены, которые занимаются бадминтоном по плану, систематически и круглый год.

Перерыв в занятиях, даже на одну неделю, выводит спортсмена из хорошей спортивной формы, и только после 3—4 дней упорной работы эта форма может быть восстановлена.

Как уже говорилось, большую пользу в обучении приносит наглядность, просмотр правильного выполнения как отдельного приема, так и законченной тактической комбинации. Еще лучше, когда эти технические приемы или тактические комбинации успешно применяются в соревновательной (пусть даже тренировочной или показательной) игре. Поэтому для успешного овладения спортивной техникой и тактикой занимающиеся должны систематически и при каждом удобном случае просматривать игры с участием мастеров и других, ведущих игроков. При этом возникает естественное стремление к подражанию, копированию как ведения игры в целом, так и отдельных наиболее эффективных технических и тактических приемов, выполняемых с особым мастерством тем или иным мастером. Особенно полезны в воспитательном отношении игры, богатые тактическим содержанием. Всегда поучительно наблюдать за спортсменом, который умеет вырвать и сохранить инициативу, догнать и перегнать в счете, применяет к месту и ко времени то плоскую, то короткую, то высоко-далекую подачи, точной «раскидкой» по углам изматывает противника, а затем неожиданным обманным ударом обрывает темп у самой сетки или, приучив противника к ритму «раскидки» вправо, влево, неожиданно изменяет его, «вколачивая, как гвоздь», волан в тот же угол повторным смешем или сильным плоским ударом.

На такой игре есть чему поучиться. Вообще необходимо запомнить известную истицу, что в любом спортивном поединке при всех прочих равных возможностях обычно побеждает более хитроумный игрок. Это особенно верно в бадминтоне. Однако не следует вдаваться и в другую крайность. Слепо копировать почерк игры какого-нибудь чемпиона. Ведь почерк, или стиль, игры — сугубо индивидуальная особенность, складывающаяся под влиянием всех внешних и внутренних качеств личности мастера. А как известно, двух абсолютно одинаковых людей нет. Поэтому и рекомендовать всем какой-то определенный, пусть самый лучший, стиль игры в целом нельзя. Отдельные приемы техники и тактики можно перенять и с успехом использовать в своей игре.

Однако у каждого будущего бадминтониста в конце концов создается (хочет он этого или не хочет) свой собственный стиль целесообразного применения элементов спортивной техники и тактики в соответствии с его индивидуальными данными и особенностями (рост, вес, сила, гибкость, быстрота реакции, координация и специфика мышления). При этом не исключается некоторое сходство с теми мастерами, в среде которых игрок рос и воспитывался. В настоящее время можно назвать целый ряд представителей спортивных стилей, отличающихся один от другого иногда довольно резко.

Так в секции Московского ДСО «Труд» Саша Гребеньков очень похож по манере игры на старшего своего одноклубника Валерия Савельева (оба играют левой рукой) , здесь же очень способный и не менее трудолюбивый и настойчивый 15-летний Толя Чучалов во многом похож на мастеров спорта Николая Соколова и Юрия Климова, которые друг от друга очень сильно отличаются. То же самое можно сказать о целой плеяде мастеров, заботливо выращенных известным общественным тренером Борисом Владимировичем Глебовичем в небольшом подмосковном городке Красноармейске. Все его мастера — Н. Пошехонов, К. Вавилов, А. Ершов, Н. Никитин, Е. Чевиков и новая молодая поросль удивительно похожи по стилю игры друг на друга, и в то же время в каждом из них легко найти черты ведущих московских мастеров В. Демина, Н. Соколова и других, у которых они учились игровому мастерству в период своего спортивного становления.

Если хотите  стать мастером бадминтона

Высоких спортивных результатов сегодня уже нельзя добиться одним талантом или блестящей общефизической подготовкой. Чемпионы и призеры мировых первенств датчанин Эрланд Копос, финн Кобберо, таиландец Чароен Ватнасин, малаец Эдди Чоонг, индонезиец Сонневилли и многие другие игроки международного класса, являясь лучшими техниками и тактиками, играют с максимальной уверенностью, избегают лишних движений и красивых эффектов и доставляют своей внешне простой, но динамичной и рациональной игрой подлинное удовольствие зрителям.

Бадминтон — это гармоничное сочетание техники, тактики и огромной воли к победе.

Тренировка мастеров

Сильнейшие игроки мира тренируются, как правило, почти каждый день, постоянно совершенствуя свои коронные и шлифуя свои менее сильные приемы.

В день соревнований почти все они проводят усиленную многочасовую тренировку, а их разминка перед встречей продолжается всегда больше часа. Поэтому с каждой партией такие игроки становятся только сильнее. Необходимым условием для достижения высшего спортивного мастерства в игре в мяч с перьями является упорная, осмысленная, целеустремленная и направленная тренировка. В то же время длительная тренировка сама по себе не обеспечивает высоких результатов. Только основанная на самых последних научных открытиях, она станет прогрессивной. Тренировочное время не следует много заполнять выполнением широко  распространенных, шаблонных технических элементов, приемов.

Тренировка должна быть вплотную приближена к соревновательным условиям, и все приемы должны совершенствоваться и закрепляться в интенсивно-соревновательной форме.

Только с помощью отточенного владения всем богатым разнообразием технических элементов можно строить и успешно осуществлять тактические замыслы.

Победа куется в упорной борьбе

Постоянная боеспособность на тренировках и на соревнованиях должна являться основным принципом бадминтониста.

Кто не борется за каждый волан на тренировке, тот не может играть в сборной команде — только так должны определяться игроки сборных коллективов.

Несмотря на явное превосходство над противником, надо продолжать бороться за каждый «мертвый» волан и стараться закончить встречу с максимальным разрывом в очках в свою пользу. И наоборот, во встрече с превосходящим противником бороться изо всех сил за каждое очко, за каждую подачу, ибо «терять нечего», но зато каждое выигранное очко будет свидетельствовать о наличии потенциальных возможностей к ведению равной борьбы и даже к победе над более техничным и сильным, но менее волевым противником.

Будьте уверены в своих силах и возможностях

Запомните. Если выиграли первую партию, значит, можете, обязаны победить и во второй. Если добились победы во второй, постарайтесь во что бы то ни стало одержать верх и в третьей.

В бадминтоне риск не оправдан. Все удары должны выполняться только наверняка, с уверенностью и спокойствием даже в критическом положении. У игроков высокого класса не должно быть слабых по выполнению элементов техники. Например, все подачи, удары справа, слева, у сетки и с задней линии, длинные и короткие, косые и диагональные, вдоль боковых линий и в наружные ближние и дальние углы, плоские и укороченные, высоко-дальние и смеши, подставки и обманы должны выполняться на «отлично», т. е. девять из десяти. Риск в какой-то степени может быть оправдан только при своей подаче.

Нет очка без подачи

Например, выполняя высоко-дальнюю подачу подряд десятью воланами, девять надо уложить в квадрат 50X 50 см. То же при короткой подаче — в квадрат 25х25 см.

Такого результата можно добиться только упорной отработкой, многократным повторением подач, а также и всех других элементов техники. От выполнения точных и неожиданных по направлению подач больше возможностей выиграть очко.

Однако всегда лучше подача «на игру», чем в сетку или в аут. Очень важно уметь подавить любую подачу противника встречным быстрым и точным ударом, направляя волан в самый отдаленный для него в данный момент угол или в сторону, обратную направлению его движения в этот момент. Сильные удары («стрельба») иногда говорят больше о слабости, нежели о силе игрока, говорят о бедности его технического арсенала, о плохом тактическом мышлении.

Разнообразие средств и методов борьбы

Выигрыша очка или подачи можно добиться самыми различными приемами: неожиданными точными и резкими ударами в дальние углы, в туловище противника, изменяя темп, ритм и направление ударов при их длительном обмене. При этом очень важно уметь обнаружить и использовать слабые стороны противника, а они, как правило, есть у каждого игрока. Класс игры определяется также количеством допущенных ошибок. Их не должно быть больше двух-трех на партию. Не следует увлекаться повторением одинаковых ударов и комбинаций: от однообразных приемов, как бы они ни были совершенны, всегда можно защититься.

Защита в нападении

Все воланы вниз! Пусть поднимает их противник. К этому надо стремиться в течение всей встречи. Надо заставить противника поднять волан вверх. Бадминтонист должен быть универсален, т. е. одинаково силен и в защите и в нападении.

Защитный прием должен всегда содержать в себе элементы неожиданности и трудности для противника.

Хорошей защитой служит непрерывное подавление противника атакующими ударами в сочетании с безупречным владением короткими и укороченными ударами. Научитесь держать противника все время в состоянии защиты, а следовательно, в напряжении, тем самым вы лишите его возможности применить свои сильные и опасные приемы.

Безукоризненная чистота выполнения всех элементов техники, высоко развитое чувство границ (полей) площадки, высоты сетки, целесообразное нападение, цепкая защита, правильный выбор места на площадке, своевременная подготовка к удару, отсутствие слабых мест, которые мог бы использовать противник, всесторонняя общефизическая подготовка и гибкое тактическое мышление — все это непременные элементы, составляющие высшую ступень спортивного мастерства.

Все это доступно. К этому ладо стремиться, вкладывая в тренировочные занятия повседневный упорный труд.

Парным играм 70 процентов внимания и времени

Партнера в парной игре выбирают очень старательно, Только постоянная, в течение длительного времени, игра в паре с одним партнером вырабатывает ту слаженность и взаимопонимание, без которых немыслимо четкое взаимодействие в игре.

В парных встречах не должно быть ни одной ошибки из-за небрежности, лени или нежелания, и тогда не будет причин для взаимных упреков и раздражения.

Уважение и преданность интересам друг друга в спорте — главное условие для отличной игры в паре.

Парные игры труднее, богаче по содержанию и интереснее по зрительному впечатлению для публики. Хороший парный игрок всегда хорошо сыграет и в одиночной игре.

Бадминтон без молодежи — спорт без будущего

В спорте, как и в искусстве, основы высшего мастерства должны закладываться с младшего школьного возраста. Будущие мастера бадминтона должны учиться бегать, прыгать, играть в лапту, малый теннис, футбол, хоккей, ручной мяч и бадминтон с 9—10 лет. Задача каждого взрослого бадминтониста — взять шефство по воспитанию будущих игроков из своих младших сестер, братьев, а за их отсутствием — любых младших школьников своей квартиры, дома, двора, улицы и, прививая им любовь к спорту, готовить себе достойную смену — будущих мастеров и чемпионов по бадминтону.

http://www.offsport.ru