You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Статья

Методика тренировок от Елены Шульгиной


Елена Шульгина, чемпионка мира и Европы по дартсу, мастер спорта международного класса

Всю жизнь сталкиваюсь с мнениями, что дартс — это не спорт, но мне совсем не обидно. Я знаю, что это такое изнутри, знаю, как дартс развит в Европе. Заниматься можно с 10 и до 110 лет, пока рука поднимает дротик. В фигурном катании, в спортивной гимнастике достиг определенного возраста и всё — закончил карьеру, а ты еще очень молод. Мне сейчас 37 лет, но всё только начинается, правда, 25 лет за плечами, ну, и что?

Для меня в дартсе самое сложное — справиться с нервами. Сейчас я играю онлайн из дома — это сверхсложно, потому что двое детей плюс телевизор — это жесть. Но это опять же тренировка. Дети мешают гораздо больше, чем куча болельщиков, настроенных против тебя. Я на соревнованиях отвлекаюсь на гул, надо с этим бороться. Можно поставить идеальную технику, дома и на тренировке попадать в любую точку, а потом приехать на соревнования и никуда не попасть, никого результата не показать.

Существует много разновидностей игр в дартс. Большинство соревнований высокого мирового уровня играют в 501. Счёт идёт на минус, то есть тебе надо списать очки до нуля, подходя по очереди с соперником к мишени.

В дартсе как на ринге есть спарринг-партнер. Допустим, осталось 40 очков, ты должен попасть ровно 40, при этом закончить быстрее соперника. Нет такого, что ты подошёл, сделал упражнение и ушёл. Как говорят профессионалы, мы играем с собой, но у нас есть такой важный отвлекающий фактор как соперник. Поэтому необходимо сочетание хорошей техники броска, меткости и полной моральной концентрации, сосредоточенности.

Во время игры у меня в голове будто компьютер. Остаётся 163 — и я точно знаю, что тремя дротиками не закрою. Я уже знаю, как мне закрыть 161 очко тремя дротиками, понимаю, куда кидать, если осталось 113. Считать надо оперативно, чтобы не отвлекаться самому и не отвлекать на эту паузу соперника. На соревнованиях есть судьи, они ведут общий счёт. Но у тебя осталось 107 очков и есть три дротика, судья не скажет, куда ты должен кинуть. Нужно это держать в голове. Или ты попал не туда, куда хотел и тут же пересчитал. Я занимаюсь дартсом с 11 лет, потому мне сложно сказать, насколько трудно людям считать в уме. Счёт очень быстро приходит. Задумываешься только на первых парах.

Когда человек приходит в дартс, ему ставят технику. Тренер показывает, как занять стойку с опорой на правую ногу, зафиксировать определённое положение руки, нужный хват и наконец, сделать правильный бросок. Тренировки начинаются не с точного попадания, а именно с постановки техники. Техника отрабатывается многочасовыми тренировками. Два часа в день для игры в дартс — это мало, надо три-четыре, тогда уровень поползёт вверх.

Нет такого, родился человек глаз-алмаз, что бы он не взял в руки: дротик, лук или нож, всем попадет. Только когда техника отработана, тренируется точность броска. Скорее важна не природная меткость, а координация плюс характер.

Выносливость тоже нарабатывается. Если ты пришел первый раз в жизни на тренировку, то после часового занятия будет болеть локтевой сустав или мышцы спины. Мне после долгого перерыва достаточно два часа бросков, чтобы локоть заболел. А когда ты все время в этом…

Приезжаешь на чемпионат мира, играешь там с 9 утра до 11-12 вечера, да, ты устал, но ты привык. Я видела, что кто-то носит на кисти специальные фиксаторы, когда начинаются суставные кистевые боли, у кого-то спина болит. Но это скорее предрасположенность человека, нежели влияние дартса.