01.01.2025 Футбол: Межрегиональный турнир по футболу PROFIKI-CUP
22.12.2024 Футбол: КУБОК ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА
08.12.2024 Футбол: "На Волне Футбола" среди ЖЕНСКИХ КОМАНД
08.12.2024 Футбол: RUSSIAN CUP " На Волне Футбола"
27.11.2024 Футбол: TUAPSE CUP
12.11.2024 Футбол: Турнир по футболу среди команд 2010-2011 года рождения PROFIKI-CUP
17.10.2024 Футбол: ФУТЗАЛ Памяти В.М.Колотова в Казани
03.10.2024 Футбол: Традиционный 10-ый турнир среди детско-юношеских команд «Осенний Петербург – 2024»
30.09.2024 Футбол: Уважаемые тренеры, футболисты и родители!
Среди множества схем определения конституций человека рассмотрим одну из наиболее популярных, согласно которой выделяются три соматотипа:
Пикнический эндоморфный тип — выпуклая грудная клетка, мягкие округлые формы вследствие развития подкожной основы, относительно короткие конечности, короткие и широкие кисти и стопы, большое количество подкожного жира;
Атлетический мезоморфный тип — трапециевидная форма туловища, узкий таз, мощный плечевой пояс, хорошо развитая мускулатура, массивные кости.
Астенический эктоморфный тип — плоская и длинная грудная клетка, относительно широкий таз, худое тело и слабое развитие подкожной основы, длинные тонкие конечности, узкие стопы и кисти, минимальное количество подкожного жира.
Естественно, что конституционные возможности большинства индивидов невозможно свести к этим крайним трем типам. Такое деление дает лишь общее представление о диапазоне колебаний в конституции человека, поэтому в практике спортивного отбора целесообразнее ориентироваться на непрерывно распределенные компоненты телосложения, которых может быть выделено три: эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный (рис. 2.1).
Рис. 2.1 Спортсмены с явно выраженными показателями эндоморфного (а), мезоморфного (б) и эктоморфного (в) соматотипа (Tanner, 1964)
Эндоморфия характеризируется округлостью и мягкостью, увеличенным количеством жировой ткани, преобладанием живота над грудной клеткой, высокими плечами, короткой шеей, плавными контурами тела, отсутствием рельефа мышц.
Для мезоморфии типичны прямое туловище, твердая, рельефная и выступающая мускулатура, массивные кости, толстые предплечья, запястья, кисти и пальцы, большая грудная клетка, широкие плечи, относительно узкая талия, грубая кожа.
Эктоморфия проявляется в хрупкости и утонченности тела, худощавости, тонких костях и мышцах, опущенных узких плечах, относительно длинных конечностях и коротком туловище, отсутствием мышечного рельефа.
Рис. 2.2 Система нанесения данных соматотипов на диаграмму (Tanner, 1964)
Согласно наиболее популярной методике определения соматотипа используются фотографии человека, сделанные в трех плоскостях. На основании анализа этих фотографий определяется степень выраженности каждого из компонентов, а результаты заносятся в специальные диаграммы (рис 2.2.) Выраженность каждого из трех компонентов оценивается по 7-балльной системе: самому высокому баллу (7) соответствует максимальная выраженность компонента, а самому низкому (1) — минимальная. Таким образом, соматотип 7—1 — 1 указывает на максимальную эндоморфию, 1 — 7 — 1 — мезоморфию, 1 — 1 — 7 — эктоморфию. Крайние варианты встречаются редко, наиболее распространены смешанные соматотипы — 3—5—1, 4—3—3, 3—4—4, 3—6—2. Следует отметить взаимозависимость всех трех компонентов: увеличение одного приводит к снижению других, поэтому высокие значения одного компонента практически исключают высокие значения двух других. При оценке соматотипа сумма трех баллов не должна превышать 12 и не может быть менее 9 (Tanner, 1964; Росс, Марфелл-Джонс, 1998).
Процесс классификации по соматотипам осуществляется посредством изучения соответственно расположенных фотографий и их сравнения с фотографиями стандартных соматотипов. При обследовании групп спортсменов результаты исследований целесообразно нанести на специальную диаграмму (рис. 2.2).
Классические исследования соматотипов спортсменов-олимпийцев в сравнении с обычными людьми, а также студентами специальных учебных заведений осуществил Д.М. Таннер (Tanner, 1964). Среди студентов, не занимающихся спортом (рис. 2.3 а), чаще всего встречаются промежуточные типы при относительно умеренном содержании эндоморфного, мезоморфного и эктоморфного компонента. Для большинства студентов спортивных колледжей (рис. 2.3, б) характерен мезоморфный тип телосложения. Для легкоатлетов — участников Игр Олимпиад характерно полное отсутствие выраженного эндоморфного типа (рис. 2.4). Легкоатлеты различных специализаций существенно различаются по типу телосложения. У бегунов на длинные дистанции, по сравнению со спринтерами, отмечается снижение рейтинга мезоморфного типа и увеличение — эктоморфного (рис. 30.10). Метатели отличаются очень высоким уровнем мезоморфного типа и низким — эктоморфного (рис. 30.11). Такие же характеристики имеют и тяжелоатлеты (рис. 30.12). У борцов, по сравнению с тяжелоатлетами и метателями, отмечается некоторое снижение рейтинга мезоморфного типа и повышение — эктоморфного (рис. 30.12).
Рис. 2.3 Распределение по соматотипам: а — студентов университета (п = 283); б — студентов спортивного колледжа (п = 114) (Tanner, 1964)
Рис. 2.4. Распределение по соматотипам легкоатлетов—участников Олимпийских игр (п = 137) (Tanner,
Другие исследования, проведенные в этой области (Kunze et al., 1972; Волков, 1973; De Garay et al., 1974; Wutscherk, 1977; Tittel, Wutscherk, 1991, 1992; Fox et al., 1993; Frohner/Wagner, 1996, 2002; Coxa, 2002), позволили лишь незначительно развить и конкретизировать различные положения, выдвинутые Д.М. Таннером (Tanner, 1964). Например, в исследованиях больших групп спортсменов и спортсменок, специализирующихся в различных видах спорта (Fox et al., 1993), было показано, что спортсмены обоего пола, по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, отличаются более выраженными мезоморфным и эктоморфным компонентами, т. е. имеют большую мышечную массу и меньший процент жировой ткани. Бегуны на длинные дистанции, пловцы, баскетболисты могут быть отнесены к смешанному мезоэктоморфному типу ввиду выраженности этих компонентов. Женщины, специализирующиеся в беге на длинные дистанции, отличаются мезоэктоморфным соматотипом, а в плавании и легкоатлетических метаниях — эндомезоморфным .
Многие специалисты увязывают соматотипы с физическими качествами, физиологическими и биохимическими процессами, психологическими свойствами личности (Tittel, Wutscherk, 1991, 1992). Считается, что наиболее высокий уровень окислительных процессов отмечается у лиц астенического и атлетического конституционных типов (Fox et al., 1993). Обнаружена связь между эндоморфией и такими признаками темперамента, как уравновешенность, общительность и мягкость. Мезоморфия обнаруживает связь с такими свойствами, как склонность к риску, решительным действиям, агрессивность, а эктоморфия — с эмоциональной сдержанностью, скрытностью, необщительностью, устойчивостью к действию внешних факторов (Arnot, Gaines, 1992). Эти зависимости носят статистический характер и не являются достаточно надежными применительно к конкретному человеку, однако могут оказаться исключительно полезными при выработке общей стратегии отбора и ориентации спортсменов, относящихся к разным конституционным типам (Frohner, Wagner, 2002).
У спортсменов высокого класса, специализирующихся в различных видах спорта, конституционные различия выражены тем в большей мере, чем выше уровень их квалификации. Это обусловлено совместным действием двух факторов — спортивного отбора как разновидности профессионального отбора и специфических средств и методов подготовки, характерных для конкретного вида спорта. Борцы, например, характеризуются выраженной мезоморфией, которая у них оценивается в 5—6, а иногда в 7 баллов. В хоккее на льду мезоморфный компонент выражен в большей мере у нападающих и защитников по сравнению с вратарями. У пловцов, напротив, нередко отмечается выраженность эндоморфного компонента. У женщин, специализирующихся в спортивных играх, наблюдается значительно большая выраженность мезоморфии по сравнению с женщинами, не занимающимися спортом. В конечном счете, в каждом из видов спорта наиболее характерный соматотип оказывается достаточно тесно связанным со структурой мышечной ткани, возможностями систем кровообращения и дыхания (Чтецов, 1979).