12.11.2024 Футбол: Турнир по футболу среди команд 2010-2011 года рождения PROFIKI-CUP
17.10.2024 Футбол: ФУТЗАЛ Памяти В.М.Колотова в Казани
03.10.2024 Футбол: Традиционный 10-ый турнир среди детско-юношеских команд «Осенний Петербург – 2024»
30.09.2024 Футбол: Уважаемые тренеры, футболисты и родители!
25.09.2024 Футбол: Межрегиональный турнир по мини-футболу "SERGIEV POSAD FOOT-CUP"
12.09.2024 Футбол: Приглашаем на ЧР ДЛФЛ 2024 в г. Сочи
10.09.2024 Футбол: ВСЕРОССИЙСКИЙ ТУРНИР ПО ФУТБОЛУ "МОРСКАЯ ОСЕНЬ"
03.09.2024 Футбол: "KASIMOV CUP"
На этом этапе отбора основным критерием оценки перспективности юного спортсмена является наличие у него способностей к эффективному спортивному совершенствованию. После 2—3 лет начальной подготовки и задолго до достижения оптимальной возрастной границы в том или ином виде спорта еще невозможно дать точное заключение о наличии у юного спортсмена задатков и способностей, позволяющих ему надеяться на достижение результатов международного уровня. Однако выявить целесообразность дальнейшего спортивного совершенствования и определить его направления, правильно сориентировать дальнейшую подготовку спортсмена необходимо. Решить эти задачи можно лишь на основе комплексного анализа, в котором должны учитываться морфологические, функциональные и психические особенности юных спортсменов, их адаптационные возможности, реакция на тренировочные и соревновательные нагрузки, способность к освоению и совершенствованию новых движений и др.
Спортивный результат на этом этапе отбора не может являться критерием перспективности. Опыт показывает, что спортсмены с относительно низкими результатами в начале этапа предварительной базовой подготовки к концу его оказываются в числе сильнейших и продолжают прогрессировать в дальнейшем. В то же время победители и призеры детских и подростковых соревнований очень редко (менее 5 % случаев в разных видах спорта) добиваются спортивных успехов на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей. Об этом убедительно свидетельствует многолетний опыт подготовки спортсменов высокого класса в различных странах мира.
Уже в начале второго этапа многолетней подготовки возникает необходимость в определении соответствия строения тела юных спортсменов морфологическим особенностям мастеров высокого класса. Морфологические особенности находятся в числе важнейших, которые необходимо учитывать при определении перспективности спортсмена на этом этапе отбора. Морфологические различия между представителями разных видов спорта являются следствием интенсивного отбора, так как особенности строения тела дают спортсмену чисто механические или биомеханические преимущества в соревнованиях по различным видам спорта. Хотя конституция человека испытывает некоторые изменения в определенные возрастные периоды, в целом она более или менее постоянна и в значительной мере определяется наследственными факторами.
Следует отметить, что единого подхода к определению конституции человека не существует. Это относится как к определению самого понятия «конституция человека», так и к диагностике и характеристике конституционных типов. Наиболее распространены подходы к определению конституции человека на основе морфологических критериев — степень развития мускулатуры и жироотложения, рост и масса тела, особенности скелета и др. При таком подходе большинство специалистов склоняются к использованию для характеристики конституции термина «соматотип».
Морфофункциональные обследования могут быть дополнены методом биологических исследований ткани мышц, несущих основную нагрузку в данном виде спорта. Анализ мышечной ткани целесообразно проводить один раз на втором этапе отбора. Однако следует учитывать, что процент мышечных волокон различного типа тесно связан с функциональными возможностями спортсмена. В частности, высокие алактатные возможности спортсмена, хорошая двигательная реакция, высокие результаты в тестах скоростно-силового характера (например, прыжок вверх с места) и другие являются гарантией наличия повышенного количества БС-волокон мышц. И, напротив, замедленная реакция, высокие возможности кислородно-транспортной системы и системы утилизации кислорода свидетельствуют о преобладании в мышцах спортсмена МС-волокон (Platonov, 1991; De Vries, Houch, 1994).
Большое значение для рационального отбора и ориентации юных спортсменов на данном этапе имеет анализ свойств их нервной системы — силы процессов возбуждения и торможения, их уравновешенности и подвижности. Сила нервных процессов характеризует способность нервных клеток переносить сильное возбуждение и сильное торможение, что позволяет адекватно реагировать на раздражение. Уравновешенность предполагает определенное соотношение между процессами возбуждения и торможения, а их подвижность выражается в способности нервной системы быстро чередовать эти процессы. У разных лиц могут встречаться самые разнообразные сочетания свойств нервной системы, которые в значительной степени определяют не только психологические, но и функциональные возможности спортсменов (Волков, Филин, 1983; Arnot, Gaines, 1992; Wilmore, Costill, 2004). В частности, такие из них, как эффективность мышечно-двигательных дифференцировок, способность к адекватным оценкам функционального состояния, восприятию возникающих ситуаций, принятию и реализации творческих решений и т. п. (Родионов, 1973; Уэйнберг, Гоулд, 2001).
При рассмотрении перспективности спортсмена по показателям морфологического типа следует давать не только ее целостную оценку (по тем же показателям, что и на предыдущем этапе отбора), но и ориентировать спортсмена на специализацию в той или иной дистанции или дисциплине. Так, в плавании на специализацию в спринте можно ориентировать подростков высокого роста, с длинными конечностями, большими силовыми возможностями мышц плечевого пояса; на длинные дистанции — детей с хорошей плавучестью и обтекаемостью тела, высокими возможностями кислородтранспортнои системы, хорошей подвижностью в голеностопных суставах (Булатова, 1996).
На специализацию в беге на короткие дистанции следует ориентировать подростков с ростом выше среднего, с большими силовыми возможностями мышц ног; в беге на длинные дистанции — подростков с небольшим индексом массы и роста и высокими возможностями кислородтранспортнои системы. Длина тела здесь не имеет существенного значения (Волков, 1989; Tittel, Wutscherk, 1991; Wilmore, 1992).
После принципиального решения о целесообразности дальнейшего продолжения занятий на этапе предварительной базовой подготовки следует выявить наиболее перспективное направление совершенствования юного спортсмена, отвечающее его природным задаткам. Очень важным здесь является четкое понимание того, что по данным обследований юные спортсмены могут быть разделены на различные группы в зависимости от их предрасположенности к достижению высоких спортивных результатов не только в различных видах спорта, но и в различных видах соревнований одного вида спорта. Спортсмены, специализирующиеся в плавании, например, могут быть разделены на пять относительно самостоятельных групп — на основании широкого комплекса показателей, отражающих предрасположенность юных спортсменов к спринтерской или стайерской работе.
Первая группа — спортсмены с ярко выраженными спринтерскими способностями (спринтеры).
Вторая группа — спортсмены, отличающиеся смешанными способностями, с преобладанием предрасположенности к спринтерской работе (миксты с предрасположенностью к спринтерской работе).
Третья группа — спортсмены со смешанными способностями при относительно равномерном уровне их развития.
Четвертая группа — спортсмены, отличающиеся смешанными способностями, с преобладанием предрасположенности к стайерской работе (миксты с предрасположенностью к стайерской работе).
Пятая группа — спортсмены с ярко выраженными стайерскими способностями (стайеры) (Булатова, 1996).
В генеральной совокупности эти группы представлены неравномерно. Чисто спринтерский или стайерский типы встречаются относительно редко, большинство спортсменов относятся к различным промежуточным типам (рис. 1.5).
Рис. 1.5 Представительство спортсменов различных групп в генеральной совокупности: 1 — спринтеры; 2 — миксты с предрасположенностью к спринтерской работе; 3 — миксты со смешанными способностями; 4 — миксты с предрасположенностью к стайерской работе; 5 — стайеры (Булатова, 1996)
Пловцы, входящие в каждую из пяти групп, существенно различаются между собой по основным антропометрическим признакам, возможностям системы энергообеспечения, психофизиологическим особенностям, уровню развития специальных двигательных качеств.
Спортсменов из первой группы (спринтеров) отличают большие значения роста, массы тела, обхватных размеров, длины верхних и нижних конечностей (табл. 1.8). Они обладают высокой анаэробной мощностью и функциональной подвижностью и превосходят спортсменов из других групп по показателям алактатной и лактатной мощности работы, величинам максимального кислородного долга, коэффициента увеличения потребления кислорода, времени достижения максимального потребления кислорода (табл. 1.9).
Показатели психофизиологических особенностей у этих пловцов свидетельствуют о высокой лабильности их нервной системы, реактивности (табл. 1.10), а специальные двигательные тесты — о высоком уровне абсолютной скорости плавания и взрывной силы, низких показателях длины скольжения и аэробной выносливости (табл. 1.11).
Спортсмены из третьей группы (миксты со смешанными способностями) отличаются средними антропометрическими данными, высокими значениями максимального потребления кислорода, кислородного долга, длительным временем удержания критической мощности нагрузки, значительным кислородным пульсом и максимальной критической мощностью нагрузки (см. табл. 1.9). В специальных двигательных тестах пловцы из третьей группы показали более низкий уровень абсолютной скорости плавания и высоты выпрыгивания, чем спортсмены из первой группы, однако достоверно отличались лучшим временем преодоления дистанции2000 мвольным стилем и большей длиной скольжения (см. табл. 1.11).
Пловцов из пятой группы отличает высокий уровень мощности и устойчивости аэробной системы энергообеспечения, оцениваемых по показателям максимального потребления кислорода, максимальной критической мощности нагрузки, максимального кислородного пульса, времени поддержания критической мощности нагрузки (см. табл. 1.9). Одновременно представители этой группы имеют низкие показатели двигательной реакции, незначительный темп движений, невысокую лабильность нервной системы (см. табл. 1.10). В специальных двигательных тестах у этих спортсменов отмечаются большая длина скольжения и высокий уровень аэробной выносливости по результату проплывания дистанции2000 м, посредственные результаты по абсолютной скорости плавания и высоте выпрыгивания (см. табл. 1.11). В целом результаты этих исследований достаточно убедительно свидетельствуют о высокой информативности использованного комплекса показателей. Приведенный подход является высокоэффективным для ориентации юных спортсменов на этапе предварительной базовой подготовки к спринтерской или стайерской работе. При конкретном решении этого вопроса могут использоваться дифференцированные модели, позволяющие отнести юного спортсмена к той или иной группе (рис. 1.6, 1.7). Можно с достаточно высокой достоверностью ориентировать систему подготовки юных спортсменов каждой из пяти групп на достижения в плавании на дистанциях различной протяженности (табл. 12).
Таблица 1.8
Основные морфологические показатели юных пловцов в возрасте 11 — 13 лет, обладающих спринтерскими, стайерскими и смешанными способностями (Булатова, 1996)
Показатель
|
Группа спортсменов
|
||||
Первая
|
Вторая
|
Третья
|
Четвертая
|
Пятая
|
|
Рост, см |
164,44±0,20 |
157,14±0,11 |
152,0±0,20 |
150,0±0,31 |
149,12±0,20 |
Масса тела, кг |
52,10±0,51 |
46,21±0,01 |
42,20±0,62 |
41,22±0,02 |
40,82+0,42 |
Длина руки, см |
76,51±1,67 |
73,42±0,20 |
70,0±3,0 |
67,32±0,92 |
65,10±1,05 |
Длина ноги, см |
90,30±2,52 |
86,20±1,55 |
82,10±1,44 |
79,10±0,84 |
76,20±1,21 |
Длина кисти, см |
17,08±0,53 |
16,20±0,52 |
15,10±1,0 |
14,26±0,51 |
13,42±0,38 |
Обхват плеча, см |
26,31±1,37 |
25,23±0,52 |
23,14±2,76 |
21,34±0,53 |
20,24±0,32 |
Обхват предплечья, см |
24,82±0,92 |
23,42±0,63 |
22,14±0,97 |
20,64±0,82 |
19,83±0,43 |
Обхват бедра, см |
51,0±2,01 |
47,53±0,83 |
45,0±0,95 |
40,0±0,89 |
38,0±1,23 |
Обхват голени, см |
35,42±0,05 |
33,20±0,51 |
31,12±1,58 |
29,32±0,22 |
27,0+1,02 |
Обхват таза, см |
88,52±2,41 |
80,23±0,51 |
79,52±0,52 |
75,32±0,88 |
71,21±1,25 |
Ширина плеч, см |
35,27±1,02 |
33,34±0,52 |
32,32±0,94 |
30,23±1,05 |
28,12±0,89 |
Ширина таза, см |
25,0±0,52 |
23,42±0,51 |
22,42±0,86 |
20,34±1,08 |
19,14±0,52 |
Ширина кисти, см |
8,83±0,31 |
7,93±0,32 |
7,21±0,52 |
6,83±0,52 |
6,43±0,25 |
Таблица 1.9.
Характеристика возможностей системы энергообеспечения пловцов, обладающих спринтерскими, стайерскими и смешанными способностями, при выполнении нагрузок на диагностическом стенде (Булатова, 1996)
Показатель |
Группа спортсменок |
||||
Первая |
Вторая |
Третья |
Четвертая |
Пятая |
|
Мощность функциональных систем |
|||||
Алактатная мощность работы, Вт/кг |
9,32+0,06 |
8,90±0,02 |
8,02±0,09 |
6,91±0,09 |
6,51±0,10 |
Лактатная мощность работы, Вт/кг |
6,73±0,09 |
6,36±0,01 |
5,67±0,07 |
4,83±0,06 |
4,62±0,07 |
Кислородный долг, мл/кг |
108,0±0,31 |
97,83±0,82 |
81,3±1,65 |
63,62±0,40 |
59,31±1,12 |
Максимальное потребление кислорода, мл/кг |
48,72±0,71 |
51,31±0,73 |
62,31±0,97 |
70,62±0,42 |
78,84±0,97 |
Критическая мощность нагрузки, Вт/кг |
2,92+0,13 |
3,01±0,82 |
3,42±0,14 |
4,41±0,06 |
4,82±0,06 |
Кислородный пульс, мл/уд.1 |
10,23±0,21 |
11,6±0,36 |
13,73±0,25 |
15,42±0,37 |
18,73±0,25 |
Функциональная подвижность |
|||||
Коэффициент увеличения потребления кислорода, усл.ед.- |
11,41 ±0,34 |
8,60±0,93 |
7,75±0,24 |
5,82±0,54 |
4,72±0,23 |
t50 выхода на VO2max, с |
27,10±0,13 |
31,38+0,72 |
41,30±0,13 |
48,51±0,54 |
58,02±2,31 |
Устойчивость функциональных систем |
|||||
Время поддержания критической мощности работы, мин |
178,02±0,23 |
201,92±0,30 |
260,44±0,71 |
310,0±0,20 |
380,02±3,02 |
Таблица 1.10
Психофизиологические особенности пловцов, обладающих спринтерскими, стайерскими и смешанными способностями (Булатова, 1996)
Показатель |
Группа спортсменок |
||||
Первая |
Вторая |
Третья |
Четвертая |
Пятая |
|
Время двигательной реакции, мс |
154,02±0,02 |
162,0±0,02 |
188,03±0,02 |
215,02±0,02 |
234,03±0,03 |
Количество движений за 10 с |
84,0±1,0 |
75,0±1,0 |
62,0±1,0 |
58,0±1,0 |
52,0±1,0 |
Сила нервной системы (по характеру кривой работоспособности, теппинг-тест) |
Сильная, слабая |
Сильная, слабая |
Средне-сильная, слабая, средне-слабая |
Средне-сильная слабая, средне-слабая |
Сильная, слабая |
Лабильность нервной системы(теппинг-тест) |
Высокая, выше средней |
Высокая, выше средней |
Выше средней, средняя, ниже средней |
Выше средней, средняя, ниже средней |
Средняя, ниже средней |
Таблица 1.11
Уровень развития специальных двигательных качеств пловцов, обладающих спринтерскими, стайерскими и смешанными способностями (Булатова, 1996)
Показатель |
|
|
Группа спортсменок |
|
|
Первая |
Вторая |
Третья |
Четвертая |
Пятая |
|
Абсолютная скорость плавания, мс |
1,62±0,01 |
1,55±0,02 |
1,46±0,01 |
1,35±0,01 |
1,31±0,01 |
Результат проплывания2000 мвольным стилем, с |
2630,81±30,53 |
2320,50±114,02 |
2024,31±30,30 |
1770,12±12,11 |
1698,03±47,11 |
Длина скольжения, м |
6,60±0,11 |
7,54±0,72 |
8,50±0,13 |
9,72+0,23 |
11,38±0,42 |
Высота выпрыгивания, см |
52,0±0,10 |
49,0±0,20 |
40,00+0,0 |
33,50+0,30 |
33,0±0,10 |
Рис. 1.6 Структура функциональной подготовленности юных пловцов-спринтеров (а) и стайеров (б) (в процентах по отношению к показателям обобщенной модели микстов — круг): 1 — время удержания критической мощности нагрузки; 2 — максимальное потребление кислорода; 3 — критическая мощность нагрузки; 4 — алактатная мощность работы; 5 — лактатная мощность работы; 6 — время двигательной реакции; 7 — абсолютная скорость плавания; 8 — высота выпрыгивания.
Рис. 1.7 Морфологическая характеристика юных пловцов-спринтеров (а) и стайеров (б) (в процентах но отношению к показателям обобщенной модели микстов — круг): 1 — рост; 2 — масса тела; 3 — обхват плеча; 4 — обхват предплечья; 5 — обхват таза; 6 — ширина кисти; 7 — ширина плеч; 8 — ширина таза; 9 — длина руки; 10 — длина кисти; 11 — длина ноги; 12 — обхват бедра
Экспериментально установлено, что использование дифференцированных программ подготовки юных спортсменов, построенных в соответствии с индивидуальной предрасположенностью пловцов к достижениям на дистанциях различной протяженности, является действенным фактором повышения эффективности подготовки на этапе предварительной базовой подготовки в системе многолетнего спортивного совершенствования.
Аналогичный подход с успехом может быть реализован не только в циклических видах спорта, например в легкоатлетическом беге или конькобежном спорте, но и в спортивных играх, единоборствах, позволяя заблаговременно выявить наиболее сильные стороны спортсмена, правильно определить его игровое амплуа, направления технико-тактического и физического совершенствования, оптимальную модель соревновательной деятельности.
Перспективным генетическим маркером функциональных возможностей спортсмена для ряда видов спорта является доминантность руки. Леворукие спортсмены, по сравнению с праворукими, имеют большую скорость простой двигательной реакции, что обеспечивает им успешность простых действий, отличаются высоким уровнем тревожности, неуравновешенным типом нервной системы, преобладанием предметно-образного мышления. Одновременно они уступают праворуким в быстроте принятия решений в сложных ситуациях, в способности к абстрактно-логическому мышлению. Эти особенности леворуких спортсменов, детерминированные генетически на 40—50 % определяют их успехи в деятельности, требующей исключительной реакции и выполнения относительно простых движений с высокой скоростью (Сологуб, Таймазов, 2000). Наиболее наглядно это проявляется в фехтовании: среди чемпионов крупнейших международных соревнований представительство спортсменов-левшей в 10 раз превышает средние популяционные данные и составляет около 50 %. Именно эти спортсмены отличаются простотой и исключительно высокой скоростью действий (Никольская, 1993).
В других видах спорта леворукие спортсмены отличаются большим разнообразием технико-тактических действий. В боксе они могут работать как в правосторонней, так и левосторонней стойках, в фигурном катании выполняют вращения как в правую так и в левую стороны, в волейболе и гандболе успешно используют удары и броски как правой, так и левой руками. Все это, естественно, должно учитываться при ориентации процесса подготовки таких спортсменов на всех этапах их многолетнего совершенствования как в отношении построения процесса технико-тактического совершенствования, так и выбора оптимальных моделей соревновательной деятельности.
Таблица 1.12
Предрасположенность юных пловцов из различных групп к достижениям на дистанциях различной протяженности
Группы пловцов |
Предрасположенность к достижениям на дистанциях, м |
||
Высокая |
Средняя |
Низкая |
|
Спринтеры |
50 |
200 |
800 и 1500 |
Миксты с предрасположенностью к спринтерской работе |
100 и 200 |
400 |
1500 |
Миксты со смешанными способностями |
200 и 400 |
100, 800 и 1500 |
— |
Миксты с предрасположенностью к стайерской работе |
800 |
200 |
50 |
Стайеры |
1500 |
400 |
100 и 50 |